- Аналитика, Мировые СМИ, ПРЕССА

Иранский выбор между курдами и турками: российский политолог

Для России появление Курдистана будет благом, не столько исходя из исторических связей, сколько в силу формирования баланса и окончательного закрытия проекта Тюркского каганата, как попытки объединения тюркских народов под руководством Анкары. Так считает геостратег, российский аналитик и политолог Андрей Школьников, разместивший у себя в ТГ-канале «Геостратег» аналитическую статью на данную тему.

Курдский вопрос является одним из важнейших в формировании геополитической обстановки на Ближнем Востоке. Практически 50-ти миллионный народ проживает на территории Турции, Ирана, Ирака и Сирии, регулярно поднимая вопрос о своей независимости и формировании государства. Данный процесс протекает отнюдь не мирно, а недопущение появления Курдистана стало одним из немногих вопросов, по которому существует консенсус данных стран на протяжении практически ста лет. Полноценное отделение, получение независимости хотя бы одной из частей народа резко осложнит положение всех соседей, так как сепаратистские процессы многократно усилятся.

Будучи ираноязычным народом, по большей части мусульманами-суннитами, но с сохранением других религий и традиций, курды одинаково чужды иранцам-шиитам, туркам-суннитам и арабам, что окружают их. Попытки ассимиляции и интеграции непрерывно идут последние столетия и не приносят ощутимого результата, наоборот, в противостоянии происходит консолидация различных племенных союзов в единый народ.

Дополнительной проблемой для курдов является расположение на их территории основных источников пресной воды в регионе, энергетики, нефтегазовых и ряда других месторождений. В случае обретения независимости и консолидации большей части территорий компактного проживания, довольно скоро Курдистан стал бы одной из сильных и значимых стран региона, попутно ослабив соседей. В начале XXI в. произошло серьезное переформатирование региона, Ирак и Сирия были значительно ослаблены и фрагментированы Западом, с участием финансирования монархий Персидского залива. При непосредственной поддержке США курды смогли создать два полунезависимых государства на территории двух стран.

Противостояние радикальным исламистам, салафитам закалило население, подготовив его к дальнейшей борьбе, которая в ближайшие 10-15 лет заполнит Ближний Восток. Полноценное существование Курдистана невозможно без распада Турции, шансы на что после 2027 г. велики. Внешние силы уйдут из региона, арабские страны станут Дикими землями, а Иран будет стоять перед классическим геополитическим выбором между плохим и очень плохим. Меньшим злом будет распад Турции и формирование на её осколках курдского государства, как противовеса и ограничителя распространения хаоса.

Для России появление Курдистана будет благом, не столько исходя из исторических связей, сколько в силу формирования баланса и окончательного закрытия проекта Тюркского каганата, как попытки объединения тюркских народов под руководством Анкары. Выбивание из раскладов Турции, как наиболее развитого и сильного из тюркских народов / государств, естественного ограничителя развития и экспансии России, будет иметь положительные последствия. В долгосрочном плане Курдистан не несёт рисков проекту «Север – Юг» и стратегии «Новый ковчег», наоборот, он становится опорой и защитой, иранцам будет в разы проще найти общий язык с курдами, чем с турками — тюрками-суннитами.

И, да, после падения Турции попытки обретения субъектности тюркских народов окажутся локализованы исключительно в Средней Азии, без перспектив и в изоляции от влияния на мировые события…

Андрей Школьников

ТГ-канал «Геостратег»

5 сентября, 2024

0
0