А теперь наш премьер-министр униженно – через грузинов – просит аудиенцию – у президента заклятого нашего соседа – Реджепа Эрдогана. И при этом мы говорим о независимости?
Сегодня праздник – День независимости Армении. И не просто праздник, а целый юбилей – 30 лет независимости Армении.
Но вот как-то… странное чувство… Вроде праздник. И при этом…
В этот день в 1991 году народ Армении на всенародном референдуме проголосовал за провозглашение независимости от Советского Союза, в который республика входила с 192О года.
Именно в этот день по решению Верховного Совета Армении был проведен референдум о выходе из состава СССР и создании независимого государства Армения. 99% граждан, обладающих правом голоса, ответили на вопрос утвердительно. Через два дня, 23 сентября Верховный Совет республики провозгласил Армению независимым государством.
Формально Республика Армении получила независимость 26 декабря того же года в связи распадом Советского Союза.
В октябре 1991 года Левон Тер-Петросян был избран первым президентом независимой Армении. В том же году Армения вступила в Содружество Независимых Государств. В 1992 году Армения вступила в ООН.
Когда это случилось, я был студентом. Тогда это казалось так круто. Так прикольно. Так адреналинно.
Глупые совсем, нам тогда казалось, что все будет по-прежнему. Та же сытая, беззаботная жизнь. Дешевая и комфортная. Но..Не будет дефицита. Капитализм же, мать его.
Да, а зато мы будем играть в футбол. С бразильцами, англичанами, и немцами, и голландцами. И все будет по-прежнему. Это же звучит так гордо и так круто – сборная Армении – сборная ФРГ. Или сборная Армении – сборная Голландии. Сборная Армении – сборная Аргентины. И джинсы купим, какие хотим, и пластинки, и сигареты, и колбаса будет не по талонам и за яйцами не надо будет по всему городу мотаться.
Не говоря уже о мясе.
Словом, будем батистовые портянки носить и крем-марго кушать.
Эйфория продолжалась недолго.
Началась война, сопутствующая ей блокада. Тогдашнее правительство быстро утратило популярность. Начался голод, холод, мрак. Нищета. Массовое обнищание населения.
Ну не буду напоминать, все помним. У кого амнезии нет.
Но мы как-то выбрались, отстояли Арцах и праздник стал действительно праздником. Помню, ходил всегда в этот день с тогда еще маленькой дочерью на площадь, смотрел салют. И иногда даже парад военный. На площади Республики. И испытывал гордость за страну.
Вне зависимости от размеров дома Сейрана Оганяна.
И вот – сегодняшний день.
Я все, конечно, понимаю, но при кровавых режимах и так называемой стагнации я не помню, чтобы на площади было столько полицейских. Чтобы площадь была оцеплена. Еще стояли решетки. Чтобы полицейские перегораживали кинотеатр Москва, который аж на квартал выше, а тех, кто пытается посмотреть на театр имени Константина Станиславского, подвергали бы приводу, пиная в печень и ребра. Не помню, чтобы празднику сопутствовало бы такое количество жертв. Преданный и проданный Арцах.
Разрушенные дома, оставленные территории.
И национальный позор, и унижение.
Что, черт возьми, мы сегодня празднуем? Наш премьер-министр униженно – через грузинов – просит аудиенцию – у президента заклятого нашего соседа – Реджепа Эрдогана. И при этом мы говорим о независимости?
Сегодняшний день для меня сродни дню поминовения усопших, а такие дни не любят суеты и толпы. Поэтому не пойду на площадь – намеченный там концерт сорвать все равно не удастся, а изображать массовку я не люблю. Ходить и класть цветы к памятнику Араму Манукяну тоже, тем более что он к Третьей Республике не имеет никакого отношения.
Участвовать в шествиях, организуемых женщиной в черных обтягивающих лосинах с тяжелым взглядом, очень напоминающую внешне героиню романа Стивена Кинга – Мизери – тоже совсем не хочется. В митинге полярников – тем более. Боже упаси.
Такой день тихо отмечу в семье. И выпью за память тех, кто отдал свои жизни за Родину.
И все-таки сегодня праздник. Поэтому давайте все же будем надеяться. Что Армения поднимется с колен, стряхнет с себя навязанные ей жуткое унижение и позор, зашвырнет национальную беду бархатную туда, куда ей самое место –в вонючую яму и навсегда – и вновь будет спокойно жить и развиваться.
Держись, Армения. Держись.
Георг Хачатурян
21.09.2021