Севастопольский новостной портал ForPost разместил у себя на сайте статью общественно-политического деятеля, публициста Павла Кухмирова, в которой автор анализирует причины возросшей агрессивной риторики Баку в отношении российских миротворцев в Республике Арцах. Приводим статью полностью.
Азербайджан полагает, что через пять лет миссия российских миротворцев в Нагорном Карабахе больше не будет иметь цели, а это может произойти только в одном случае — если в непризнанной республике не будут проживать армяне. Об этом заявил военный эксперт Айк Нагапетян, комментируя заявление помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева о том, что «Карабах является территорией Азербайджана и что российские миротворческие силы размещены там временно».
Данное высказывание появилось после того, как внешнеполитическое ведомство Азербайджана направило России протест в связи с формулировкой в тендере по обеспечению размещённых в Арцахе миротворцев, объявленном на сайте госзакупок РФ. В объявлении упоминалась территория Республики Нагорный Карабах. Эта формулировка и вызвала возмущение Баку. Там заявили о недовольстве тем, что Москва называет данную территорию республикой и таким образом обозначает особый её статус.
Для понимания ситуации: сайт госзакупок является внутренней документацией российского государственного аппарата. Это правительственный портал. И Азербайджан подобными действиями по факту прямо и откровенно вмешивается во внутренние дера РФ.
МИД Азербайджана и администрация президента Алиева практически открытым текстом заявляют претензии не только на такое вмешательство, но и на модерацию внутренней повестки России — её политического дискурса. То есть на то, что у нас в стране можно говорить, а что говорить нельзя.
Причём делается это очень агрессивно. Заявляется, что любое упоминание Нагорного Карабаха как субъекта делает упоминающего врагом Азербайджана. И это не просто слова — за ними следуют весьма конкретные угрозы.
В азербайджанских соцсетях и проправительственных ресурсах разгоняется информационный посыл о том, что российские миротворцы находятся в Азербайджане незаконно, являются оккупантами и их необходимо выдворить военным путём. Это сопровождается рассказами о непобедимости азербайджанской армии и, повторюсь, прямыми военными угрозами против миротворческих сил.
Что ж, у всего есть цена. Давайте будем называть вещи своими именами: РФ в какой-то момент упустила ситуацию в регионе и теперь пожинает плоды. Азербайджан, одержавший военную победу, теперь откровенно проверяет РФ на прочность. Он высоко взлетел, и его давно пора заземлить, но этого не происходит.
Ну а подобные провокации — это прощупывание почвы. Попытки выяснить, как далеко можно зайти. И он зайдёт, если не поставить на место чётко и сразу. Тем более что это уже крайне негативно сказывается на внутренней ситуации в самой РФ, где азербайджанская диаспора очевидно теряет берега.
Собственно, с её помощью на Азербайджан и можно воздействовать. Путём прямого давления на её экономические интересы, например. Это совершенно точно приведёт Баку в чувство. И это лишь один из рычагов такого воздействия, а их очень много.
И использовать их необходимо, потому что Азербайджан позволяет себе такое не сам по себе. У него за спиной стоит Турция с её проектом «Великого Турана», которая при помощи Азербайджана точно так же занимается прощупыванием РФ на слабину. А её нашему государству нельзя от слова «вообще» — ею воспользуются быстро, алчно и в полной мере. Не только в Закавказье, а по всем направлениям «туранского проекта», включая и территорию самой России.
Но пока они вот так запросто шантажируют государство РФ и угрожают российским миротворцам. Почему? Потому, что могут. Потому, что они это делают безнаказанно. И сами по себе они этого делать не перестанут: они продолжат давить пока либо не получат отпора, либо не додавят до конца.
А желания у них самые широкие: зачистка Карабаха от армян — это самая малая из них. И полагаться на правительство Пашиняна в противостоянии этому не приходится в принципе.
Так увидим ли мы адекватную реакцию на подобные выходки? От ответа на этот вопрос зависит гораздо больше, чем может показаться.