- Армянские СМИ, ПРЕССА

Не нужно бояться словосочетания «военный переворот»: Роберт Кочарян

0
0

Сегодня в конференц-зале гостиницы Конгресс состоялась пресс-конференция первого президента Арцаха, второго президента Армении Роберта Кочаряна для аккредитованных в Армении российских журналистов. В связи с этим пресс-конференция шла на русском языке. Представляем вниманию читателей ее краткое изложение, подготовленное и размещенное в Фейсбук журналистом Георгом Хачатуряном.

О войне и внутриполитической ситуации

Второй президент Армении Роберт Кочарян не рассматривает возможность пересмотра формата «Движения по спасению родины». Об этом он сказал, отвечая на вопрос не собирается ли он возглавить данное движение.

Кочарян отметил, что он действительно поддержал движение, которому удалось консолидировать вокруг себя значительную часть армянского общества. По его словам, нынешний лидер Вазген Манукян – достойный, опытный политик. Кочарян напомнил, что задачей движения является отставка правительства и проведение досрочных выборов спустя год.

Манукян в этих выборах участвовать не будет. В этом смысле, на взгляд Кочаряна, в Армении найдется не так много политиков, готовых взять на себя столь серьезную ответственность.

«10 ноября власть должна была встать на колени и попросить прощения у народа. И если бы у них было достоинство – застрелиться», – отметил Кочарян. По его словам, если бы действующие власти реально думали о стране, то они уступили бы свое место тем людям, которые способны вести переговоры.

«Соглашение нам, конечно, не нравится. Но чтобы иметь хорошее соглашение, нужно выигрывать или хотя бы не проигрывать войны. Подписанный документ изложен на полутора страницах. Подобные вопросы не решаются полутора страницами. Придется наработать много документов по отдельным деталям», — сказал Кочарян.

По его словам, власти не способны сделать это — ни интеллектуально, ни профессионально, ни морально: «Действующее правительство Армении не может достойно вести переговоры по Арцаху».

Роберт Кочарян не планирует создавать собственную партию. «Я не воспринимаюсь как партийный лидер. Вероятно, что я не буду создавать политическую партию, хотя не исключаю этого вариант. Вероятно, будут политические партии, которые будут со мной сотрудничать на возможных выборах».

Он привел в пример свое президентство, напомнив, что в парламенте при нем действовала коалиция, при которой страна достигла значительных экономических успехов. Кочарян призвал своих сторонников вовлечься в акции протеста оппозиции.

Второй президент Армении не исключил, что поражение в войне было запланированным. «И в ходе войны и, преимущественно, после нее, высказывались очень серьезные сомнения относительно действий правительства и лично премьера. Высказывались мной, двумя генерал-полковниками, третьим президентом и массой других людей», — сказал Кочарян. По его словам, власти не то что вразумительного, а в принципе какого-либо ответа не дали ни на один из вопросов, вызывающих сомнения.

«Это ненормально, когда власть не может дать вразумительных объяснений. К примеру, почему на 3 день войны была остановлена основная составляющая мобилизации, предполагающее пополнение ВС. Почему перед войной опытные боевые офицеры, генералы, полковники были заменены или отправлены в отставку? Почему премьер не принял предложение Владимира Путина 19 октября, зная через Генштаб на 4 день, что война будет проиграна», — сказал Кочарян.

«Это сообщения о преступлениях, которыми должны занимать следственные органы, – отметил экс-президент. – Мотивацию должны расследовать следственные органы. В условиях отсутствия ответов, могут возникнуть любые предположения».

Роберт Кочарян не согласен, что у власти Армении есть сколь-либо серьезная общественная поддержка. Говоря о количестве людей, собравшихся на поддержку властей 1 марта на площади Республики, Кочарян отметил, что власти три дня собирали народ на митинг, используя весь административный ресурс. И наскребли при этом 20 тысяч людей – это не свидетельство какой-то мощной поддержки.

«Если вынести за скобки собранных с помощью административного ресурса людей и рассмотреть только тех, кто реально симпатизирует власти, то на проспекте Баграмяна было приблизительно столько же народа. Проблема в том, что очень много людей находятся в состоянии апатии и недоверия ко всем. Но это совершенно не сторонники нынешней власти, согласен – и прошлой тоже», — отметил он.

 Об антирейтинге властей

Кочарян считает, что премьер имеет сегодня самый высокий антирейтинг. Ни одна политическая партия не имеет такого антирейтинга как нынешняя власть. «У нас уникальная для постсоветской страны ситуация – есть ответственная оппозиция и безответственная власть», — добавил он.

Роберт Кочарян предлагает смотреть не на то, какое количество людей поддерживает оппозицию, а на то какое количество людей не поддерживает власть. Он при этом считает, что триггером для консолидации поля может быть любой инцидент.

Второй президент Армении коснулся и продолжающегося против него судебного разбирательства. «Я до сих пор не понял суть обвинения», — сказал Кочарян. По его словам, он не видит связи между введенным им чрезвычайным положением и свержением Конституционного строя.

Роберт Кочарян отметил, что тогда имели место массовые беспорядки, в ходе которых пострадало значительное число полицейских.

«Но вменяемые мне обвинения – детский лепет по сравнению с тем, что происходит сейчас. Мы живем в режиме ЧП и военного положения уже год. Войны нет уже 4 месяца, в Армении же – военное положение. А весь смысл в том, чтобы не позволить парламенту выразить недоверие премьеру», – отметил Кочарян.

Возникает резонный вопрос: так это свержение конституционного строя или нет? Что касается же непосредственно уголовного дела в его отношении, то Роберт Кочарян считает, что власти не планируют завершать судебный процесс, они намерены затянуть его на 7-8 лет.

О вооруженных силах

Эксперты оценивают затраты на восстановление боеспособности ВС Армении примерно в 3 миллиарда долларов, сказал экс-президент Роберт Кочарян. «Влияние Турции на регион усиливается. Мы как военно-политический союзник России проиграли, Азербайджан – как союзник Турции, выиграл. Я думаю, что мы должны найти формулу такой интеграции с Россией, которая позволит быстро восстановить наши ВС», — сказал Кочарян. Сейчас власти, скрываясь за военной тайной, не говорят о масштабах потерь — ни материальных, ни человеческих, отметил он. Но для восстановления, по оценкам экспертов, нужно около 3 миллиардов долларов.

«Нужно восстановить ВС как наиболее боеспособную армию в регионе», — отметил Кочарян. Требование Генштаба ВС Армении об отставке правительства было криком о том, что власть мешает укреплению и восстановлению армии, причем — на системном уровне.

По его словам, премьер-министр Армении Никол Пашинян после нашумевшей истории с «Искандером» должен был извиниться перед Генштабом и лично перед генералом Тираном Хачатряном, но вместо этого он его уволил.

«Нападки на армию, на генералов в течение трех лет повторяются регулярно, раз за разом. Это одна из причин поражения в войне. Власть должна быть прогнозируемой, понятной. Управлять страной в таком режиме невозможно. Случай с Генштабом свидетельствует о неутешительной ситуации в стране», — говорит он.

Затронув тему увольнения главы Генштаба ВС Оника Гаспаряна, экс-президент пояснил, что у президента Армена Саркисяна три варианта действий в рамках Конституции.

«Первый вариант — он соглашается, второй – он не подписывает указ, но он вступает в силу, третий – он пытается найти решение в правовом поле», – сказал Кочарян.

Первые два варианта – когда он соглашается с премьером. Но Кочарян считает, что президент должен определиться – он «за» или «против». Ничто не мешает президенту выразить свою твердую точку зрения.

Армянский генералитет ведет себя слишком сдержанно в истории вокруг Генерального штаба. Роберт Кочарян предполагает, что генералы не хотят, чтобы малейшее их действие воспринималось как попытка военного переворота.

Кочарян тем не менее считает, что не следует бояться словосочетания «военный переворот». В истории немало случаев, когда военный переворот позволял сохранить государственность и обеспечить развитие экономики. В качестве примеров он указал Южную Корею 60-х гг. прошлого века, Египет – уже на современном этапе.

При этом экс-президент подчеркнул, что не хотел бы, чтобы его слова воспринимались как попытка кого-то куда-то втянуть. Это чисто аналитическое рассуждение.

О Серже Саргсяне.

Отдельных переговоров о сотрудничестве с Сержем Саргсяном не было. Кочарян отметил, что Республиканская партия Армении участвует в протестных акциях, является частью оппозиционного движения, которое он поддержал. Обсуждений сотрудничества в другом формате не было.«Воздерживаюсь от таких обсуждений со всеми партиями, чтобы не было воспринято как параллельный процесс», — отметил Кочарян.

Отвечая на вопрос, насколько в том, что к власти пришел Пашинян виноват Серж Саргсян, Кочарян от оценок воздержался.

«Мы всегда пытаемся искать виноватых. Для меня это — 2018 — был непонятный год. Не думал, что нашим народом можно так легко манипулировать. Что применение технологий может быть таким эффективным в армянском обществе», — сказал Кочрян.

С другой стороны, по его словам, он критиковал РПА в то время, когда они были во власти: «Были проблемы, приведшие к этим процессам. Но здесь были и очевидно применение технологий, наличие геополитического компонента, активное вмешательство внешних неармянских сил», считает второй президент Армении.

Второй президент Армении подозревает, что его поездку в Москву, которую он планировал во время войны в Карабахе для встречи с президентом Путиным, специально сорвали действующие власти. «Это на самом деле очень темная история – история с моим тестом. Когда-нибудь я расскажу, но только после смены нынешней власти. Я не хочу подставлять людей, которые посвятили меня в детали этой истории. Дело в том, что я потом сдавал тест на антитела, и тест оказался отрицательным», — рассказал Кочарян.

С учетом этого, у него есть очень обоснованные подозрения, что ему на самом деле просто не дали выехать в Россию.

О перспективах новой войны.

Несправедливый мир в Арцахе приведет к новой войне. Война явилась не провалом Минской группы ОБСЕ, а властей Армении. «Минская группа сейчас нужна. Нужна она и России. В каком направлении пойдет переговорный процесс по статусу Карабаха, трудно говорить. Но мировой опыт показывает, что слишком несправедливый мир не может длиться долго», — отметил президент.

Он обратил внимание на то, что Вторая Мировая война состоялась из-за несправедливого Версальского мира.

Если одна из сторон не соглашается с результатом войны, то жди новую войну. Это произойдет, когда будут более удобные геополитические условия.

4 марта 2021г.