- Армянские СМИ, ПРЕССА

Никол удерживает власть по одной причине – общество лихорадочно ищет того, кого бы назначить виновным, чтобы начать его привычно ненавидеть

Мене, текел, упарсин*: ответственность

Как я и обещал, вот первое эссе из «Революционной Трилогии»

С первой и главной халтуры в истории современной Армении – позорных выборов 1996-го – наше общество терзала одна мечта: для того, чтоб все было хорошо, нам необходим популярный, избранный всем обществом, пользующийся всеобщей поддержкой руководитель. Все то же общество возвело в фетиш революцию – как единственный способ достижения озвученной выше мечты. «Вот случится революция» – думали все, «и заживем!». Революция 2018-го – апогей этого желания, реализовавшаяся мечта.

В мае 2018-го все желания нашего общества воплотились в жизнь: мы «разосрались» со всем миром, реализуя свое провинциальное понимание термина «суверенитет», смотрели на Путина, да и на всех остальных, с требовательным прищуром, наплевали на законность – сажая всех, кто не очень нравился, закрывая глаза на преступления тех, кто нравился. В фетишистском угаре мы договорились до того, что отрицали само существование коронавируса, приписывая его то ли распространение, то ли появление в Армении прошлой власти. Мы домечтались до того, что начали заигрывать с азербайджанцами, стали утверждать, что внутренний враг – хуже азербайджанцев. Общество выдало Николу мандат на исполнение своих убогих мечтаний. Никол этот мандат с удовольствием принял.

Каждый раз как Никол исполнял желание масс (зачастую выдавая свои желания за народные) – становилось только хуже, но это никого не волновало. Обществу был важен процесс, а не результат, а Никол командовал этим парадом убожества.

Когда общество осознало, что исполнение хотелок поставило страну перед экзистенциальной опасностью, оно, неожиданно для себя, обнаружило, что от Никола невозможно избавиться. Ведь избавляясь от Никола они должны будут принять свою ответственность за произошедшее. Нет кого-то, кого общество может назначить виновным. Так как общество делало все, что хотело, ни в чем себя не ограничивая, оно прекрасно понимает, что виновато оно само. И никто иной.

Никол удерживает власть по одной причине – общество лихорадочно ищет того, кого бы назначить виновным, чтобы начать его привычно ненавидеть. Но Никол на эту роль не подходит: «Я реализовывал все ваши хотелки!», – скажет он людям, и, вероятнее всего, окажется прав. Общество не готово разделить с Николом вину, надеясь найти комфортного козла отпущения, и не понимает, что, продлевая дни Никола во власти, лишь усугубляет свою вину.

Впервые за всю историю Армении мы дорвались до своих фетишей: благодаря современным технологиям все действия общества зафиксированы, соучастие в преступлениях николизма – несомненно, а ответственность за все это – неизбежна. И козла отпущения на этот раз не найти.

Общество медленно, но верно осознает свои ошибки, переосмысливая свой путь к Поражению. О котором и будет второе эссе.

* Мене, текел, упарсин – знак, посланный вавилонскому царю Валтасару и расшифрованный ветхозаветным пророком Даниилом: Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; Упарсин — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам

Микаэл Минасян

27.01.2021

Телеграм-канал

0
0