Шумиха вокруг Амулсарского рудника напомнила мне о примечательном случае в далеком 1989 году. Еще во времена «перестройки» в СССР в Союзе писателей Армении начались экологические обсуждения. Дебаты в основном касались Мецаморской АЭС и «Наирита». Самые жесткие оценки звучали в выступлениях особенно Сильвы Капутикян и Карена Симоняна. А уже в 1988 году тогдашний всеармянский «спаситель» Хачик Стамболцян называл ААЭС и «Наирит» «чудовищами», которые ставят под вопрос будущее армянского народа.
Осенью 1989 года под сильнейшим всенародным давлением Верховный Совет Армянской ССР созвал заседание для обсуждения вопроса о закрытии «Наирита» (ААЭС была закрыта в феврале 1989 года решением Совета Министров СССР, как объект в опасной сейсмической зоне, с учетом землетрясения 1988 года). Для участия и выступления на заседании пропуски получили несколько участников движения, в том числе Акоп Санасарян и автор этих строк.
На заседании ВС Акоп Санасарян и я выступили с пламенными речами, представляя те «ужасные» опасности, которыми грозят выбросы «Наирита». И, о чудо, Верховный Совет решил закрыть «Наирит». Мы все были в восторге, и Армянское общенациональное движение объявило о митинге вечером возле Матенадарана в честь великой победы. А я, воодушевленный, за час до него зашел в кафе «Сквознячок», чтобы выпить кофе, пообщаться со своими знакомыми и порадоваться.
В кафе я повстречал ярого оппонента Армянского общенационального движения Феликса Арутюняна («Умника Фело»), Феликса Сафаряна («Толстяка Фело»), художника, дашнакцакана Сейрана Хатламаджяна и других. Несмотря на идеологические разногласия, у меня с ними были теплые отношения. Начался очередной политический спор. Непримирим был особенно Умник Фело. Я сказал:
– Ну, товарищ Арутюнян, наконец-таки сегодня было принято решение закрыть «Наирит». Это хорошо или плохо?
Умник Фело ответил:
– Закрыли, завтра придете к власти, снова откроете.
Я страшно рассердился.
– И что, значит все вот это?..
– Да, ради власти, должностей.
На всякий случай я уточнил.
– То есть, все это ради власти и должностей?
Умник Фело был непоколебим.
– Да.
– Ладно, а вот …..ян уже в возрасте, академик, а он?
– И он тоже хочет пост.
– Да ладно тебе, – рассерженно воскликнул я, наивный, и ушел.
Аветик ИШХАНЯН
Газета «Аравот»
24.08.2019
Подписывайтесь и читайте новости от InfoCourier.am также на канале Telegram