- БЛОГИ, Гайд-парк

Об армянской «революционности» и слоне из индийской притчи

Фельетон.

Если бы революцию в Армении назвали менее благородно, например, посадкой помидоров и картошки новым способом, вполне возможно, что ее сторонники защищали бы происходящее не менее ревностно. Так что же представляет из себя нынешняя армянская революционность?

Практически всем известна индийская притча о слоне и ощупывающих его шестерых слепых мудрецах. Их спор о том, как выглядит слон, продолжался целый день, неделю, но к единому мнению они так и не пришли, поскольку они не пожелали сложить вместе полученный опыт, чтобы получить цельную, и претендующую на объективность картину.  Каждый мудрец представлял себе лишь то, что могли чувствовать его руки, и при этом они верили каждый только самому себе.

Не то же самое происходит в Армении? Причем на всех уровнях, начиная с политической сферы, и завершая заново формирующимся гражданским сектором. Не спорят, наверное, только сельчане, как сажать картошку и помидоры, ибо для них главенствующим является практический опыт тысячелетий и собственный здравый смысл. Позволю себе сыронизировать: на эту тему никто не спорит и в Фейсбуке копий не ломает по понятной причине – для кого-то такие разговоры далеко не наполеоновские, а для других – никаким политическим или гражданским целям не служат.

Все, что происходит в Армении, это единый многоуровневый процесс, и в нем есть мы, прикоснувшиеся только к одной грани, но рассуждающие о целом на основе лишь своего субъективного опыта. Сторонники власти рьяно защищают Никола Пашиняна за якобы совершенную революцию и  считают процесс революцией лишь потому, что так ее назвал лично сам он – нынешний премьер-министр. Если бы он назвал ее менее благородно, например, посадкой помидоров и картошки новым способом, за ним никто бы не пошел, а те, кто все же рискнул бы прошагать от Гюмри до Еревана, защищали бы происходящее не менее ревностно. Только лишь по той причине, что они категорически отвергают все прошлое, в котором прежние власти не позволяли новые методы выращивания той же самой картошки и помидоров ввиду своих коррупционных наклонностей. Именно таким они представляют себе слона, потрогав, его за хвост.

Сторонники второго президента Кочаряна, подвергнутого уголовному преследованию по надуманным основаниям, готовы смести на своем пути всех, защищая своего кумира. И это по-человечески вполне понятно, потому что произошла вопиющая несправедливость – наказывают человека, руководителя страны, в период правления которого произошел экономический подъем и определенная стабилизация социальной сферы. И больше никого не наказывают, ни одного коррупционера, ни одного олигарха, ни одного одиозного политика… Интересно, набрал бы Роберт Кочарян столько сторонников, если бы не стал мишенью нынешних властей? И вообще, возможны были бы без этого процессы, которые происходят сегодня? Для них слон из индийской притчи – это большая колонна, которая удерживает небеса.

И, конечно же, невозможно обойти молчанием Республиканскую партию, которая продолжает оставаться активной на политическом поприще в силу того, что именно ей досталось на орехи почти за все грехи прежних властей, начиная с 1991 года. «Бить» ее «всенародно» готовы все, вымещая свой гнев (не всегда справедливо) за произвол, чинимый даже не самими местными феодалами всех времен, но особенно их невежественным окружением, пользующимся преференциями и безнаказанностью. Чтобы выжить, как политической силе, подвергшейся общественному остракизму, ей приходится активно защищаться на всех публичных площадках с помощью своих преданных сторонников, которые верят в ребрединг, рефейсинг, смену поколения в партии и возвращение за счет десятка чистых политиков, не обремененных активным участием в коррупционных схемах. В плане новых методов посадки картошки, увы, им пока тоже нечего предложить обществу, максимум, на который они сейчас претендуют, это занудливо ковыряться в грядках «революции», выискивая червяков, и грамотно растолковывая им и всем, что их единственное назначение – разрыхлять почву, где они, республиканцы, когда-нибудь потом посеют семена нового. В их понимании слон – это высокая стена, большая, широкая и шершавая, но надежная в силу своей компетентности во всем.

И все! Больше в Армении политических сеятелей картошки и помидоров нет. Никто из них никогда не держал в руках ни лопаты, ни мотыги, а о семенах нового они имеют смутное представление, для этого им не хватает политизированных  «агрономических» знаний, а также воли для преображения. Даже наш парламент, который сейчас больше напоминает лежачий камень, где царит застойное согласие. (Как же нам в парламенте не хватает оппозиционера, а не главы государства Пашиняна!) Для них слон из притчи, это веревочка, за которую они уцепились, чтобы вообще не заблудиться.

Чуть не забыл, есть в Армении еще одна категория – умных, весьма образованных и ведающих граждан, имеющих представления о слоне. Они изредка вслух рассуждают на публику и строят некие планы, как загнать этого слона на чужое поле, где тот вытопчет посаженную другими «революционную» картошку, раз их ум, знания и опыт остается невостребованным (или потому что востребован). Сами они в руку лопату не возьмут… Для них слон – это банальный слон, большее неуклюжее животное, опасное без поводыря.

Когда-нибудь мы преодолеем и этот субъективизм, и общественный эгоизм – всему свое время. Главное, что есть движение, ибо остановка – это застой и гибель. Потому что под тот самый пресловутый лежачий камень живительная вода не течет. Научимся не только сажать помидоры и картошку в парламенте и правительстве, но даже жарко спорить на эту тему в Фейсбуке. А тем временем, выброшенный на рынок нынешний сорт картошки очень быстро подгнивает, как на прилавках, так и еще не собранный в поле.

Я очень рад, что в Армении есть активные гражданские движения и оппозиционные инициативы, которые показывают, как нужно держать в руках мотыгу и лопату, я желаю им успеха. В борьбе «не-смертельных» противоречий у нас есть все шансы войти в завтра с цельным представлением о слоне. Умение политиков «сажать политическую картошку», полагаясь на здравый смысл, прошлый опыт и связь поколений, тоже не менее важно. Тогда и слон будет выглядеть как слон.

Михаил БАЛАЯН

Подписывайтесь и читайте новости от InfoCourier.am также на канале Telegram