Не прошло и года после смены власти в Армении, но тень Левона Тер-Петросяна, которую уже в апреле 2018-го многие, как теперь принято говорить, адекватные граждане четко видели за происходящими процессами, проявляется все более отчетливо и предметно. Особенно во внешней политике и, в частности, в вопросе Арцаха. Особенно если вспомнить, что нескрываемой мечтой первого президента Армении было и остается доказательство собственной правоты касательно того, что Арцах должен оставаться в составе Азербайджана и только в этом случае Армения может развиваться. К этой теме обращается в своей статье автор Марина Григорян в сегодняшнем номере газеты «Голос Армении».
Автор подчеркивает, что люди из ближайшего окружения Тер-Петросяна последовательно занимают ключевые посты вокруг Никола Пашиняна в правительстве и парламенте, о чем газета писала не раз. «На днях одна из армянских газет — «Паст» — сообщила, что ключевым игроком в команде премьер-министра, координирующим внешнеполитические вопросы, стал верный соратник Тер-Петросяна — пресс-секретарь Пашиняна Владимир Карапетян. «Согласно сведениям, именно с Владимиром Карапетяном Пашинян проводит основные глубинные обсуждения, кстати, слово Карапетяна играет решающую роль особенно в вопросах внешней политики. В правительстве придерживаются мнения, что Владимир Карапетян именно для этого был командирован в правительство» — отмечало издание.
Далее автор указывает, что можно было счесть эти сведения очередными слухами, если бы не одно «но». Практически сразу после прихода Пашиняна к власти эксперты и СМИ не устают повторять, что премьеру крайне необходим советник-эксперт по вопросу Арцаха. Тем не менее в числе более 10 советников главы правительства нет ни одного, кто бы профессионально занимался арцахской проблемой. В такой ситуации Карапетян, в свое время бывший пресс-секретарем МИД РА, а затем 10 лет пребывавший в ближайшем кругу Тер-Петросяна, вполне может занять именно эту нишу.
Если же внимательно проанализировать лексикон Пашиняна — именно лексикон и риторику, а не словесные манипуляции и популистскую шелуху, — касающийся сути конфликта и процесса урегулирования, это можно утверждать почти со 100-процентной точностью. Особенно если приплюсовать сюда те странные, мягко говоря, мессиджи, которые время от времени посылаются обществу в рамках миротворческой деятельности его супруги. Логично предположить, что то, о чем Пашинян не решается сказать, дабы не вызвать громкий и нежелательный резонанс в обществе, неофициально озвучивается Анной Акопян.
Вернемся, однако, к торчащим уже совершенно наглядно и неприкрыто «ушам» Тер-Петросяна, которые последовательно ведут арцахскую политику Армении в направлении, максимально приближенном к позиции первого президента. Повторюсь, вовсе не обязательно, чтобы это выражалось в выступлениях и заявлениях самого Никола Пашиняна, поскольку стоящие за ним силы отлично понимают все связанные с этим риски и действуют более осторожно и завуалированно, постепенно приучая общественность к возможности самых неожиданных поворотов и в этом вопросе.
Так, на днях вновь всплыл бывший главный советник и серый кардинал времен первого президента Жирайр Липаритян. Напомню, что, будучи гражданином США, этот человек с 1991 года был командирован в Армению и приставлен к Тер-Петросяну, став вначале его советником по политическому анализу, затем первым заместителем министра иностранных дел, после чего три года был главным советником президента РА, секретарем Совета безопасности, послом по специальным поручениям. В 1997 году, учуяв запах неизбежной отставки своего подопечного, покинул Армению. Сегодня Липаритян — профессор и завкафедрой армянской истории Мичиганского университета.
Мы не оговорились, назвав Тер-Петросяна его подопечным: уже в те времена всем было понятно, что этот человек был прислан в Армению, дабы сформировать капитулянтскую позицию в вопросе Арцаха и заложить те основы внешней политики обретшей независимость страны, которая была выгодна хозяевам Липаритяна. Кстати, профессор уезжал со спокойной совестью, оставляя в качестве преемника своего единомышленника Вардана Осканяна, продолжившего его политику еще 10 лет. Эта политика привела страну к ситуации, когда победившая в войне сторона выступает в роли готовой к односторонним уступкам, поскольку вся дипломатическая работа в течение десятков лет была направлена на достижение именно такого результата.
Продолжение читайте в газете «Голос Армении»