«Голос Армении». На днях премьер–министр Армении Никол Пашинян, коснувшись переговорного процесса по Арцаху, заявил: «Мы вообще не можем даже обсуждать формулу «территории в обмен на мир», а встречи с президентом Азербайджана носят неформальный характер и не могут рассматриваться как переговоры». Также премьер отметил, что нынешнее правительство проводит в вопросе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта такую политику, которую не проводило ни одно правительство в прошлом и попытки найти параллель и нечто общее с проводимой ранее политикой абсолютно неправильны.
«ХОЧЕТСЯ НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО ПОСЛЕДНЕЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПАШИНЯНА на предмет того, что армянская сторона даже не будет рассматривать формулу «территории в обмен на мир», было сделано не под давлением общественного мнения, а является результатом осознания пагубности территориальных уступок противнику, – сказал в беседе с корр. «ГА» военный эксперт Давид ДЖАМАЛЯН. – Очевидно, что территориальные уступки Азербайджану – это прямой и самый короткий путь к кровопролитной войне. Кстати, реакция МИД Азербайджана на заявление премьер–министра Армении является косвенным тому подтверждением. В Баку под урегулированием конфликта понимают только получение всей территории Арцаха, и, следовательно, никакого мира не будет, если Баку получит часть территории Арцаха, так как они и не собираются отказываться от «оставшейся части арцахской территории…»
По словам Джамаляна, мирно заполучив часть вожделенной территории, а вкупе с ней и стратегическую инициативу, Баку возобновит широкомасштабные боевые действия если не сразу, то через некоторое время точно. Формула «территории в обмен на мир» является не чем иным, как проявлением не раз доказавшей в мировой истории свою пагубность политики умиротворения агрессора.
«Следовательно, жесткая позиция армянской стороны является адекватной создавшимся реалиям и безальтернативной: формула «территории в обмен на мир» для нас неприемлема – и точка, – констатировал эксперт. – Что касается призывов «готовить народы к миру», то они звучат неуместно и нелепо на фоне милитаризации Нахиджевана. Фактически территория Нахиджевана превращена в плацдарм для агрессии против Республики Армения. Нахиджеван сегодня – это серьезнейший очаг угрозы у наших юго–западных границ. Нет никакого повода сомневаться, что азербайджанская сторона готовится использовать территорию Нахиджевана в контексте агрессии против Арцаха. В случае если Азербайджан решится на это, официальный Ереван как сторона, подвергнутая агрессии, будет вправе в контексте переговорного процесса поднимать вопрос Нахиджевана, в частности, легитимности нахиджеванской границы, а значит, политико–правовые основания нахождения этого исконно армянского региона под контролем Азербайджана…»
О ТОМ, ЧТО В РЕАЛЬНОСТИ НАХИДЖЕВАНСКИЙ ФАКТОР УЖЕ СТАЛ ЧАСТЬЮ азербайджано–арцахского конфликта, отметил в беседе с корр. «ГА» и заместитель председателя Каджаранского территориального отделения Союза добровольцев «Еркрапа» Артур ГРИГОРЯН.
«Следует иметь в виду, что регулярно проводимые турецко–азербайджанские военные учения в Нахиджеване, а также установление новых боевых постов за счет сокращения ширины нейтральной зоны на участке Арарат – Вайк нахиджеванской границы являются не только доказательством того, что в случае третьей агрессии против Арцаха противник намеревается нанести удар на этом участке, но и того, что сделан важный подготовительный шаг в этом направлении, – сказал А.Григорян. – В апреле 2016 года потерпела крах вторая агрессия Баку против Арцаха, после которой суть переговорного процесса была сведена к созданию атмосферы доверия между сторонами конфликта. Естественно, апрельские боевые действия свидетельствовали о невозможности доверия к азербайджанской стороне…»
Стало более чем очевидно, что Мадридские принципы урегулирования на самом деле являются, по сути, конфликтогенными, а их реализация приведет к потере Арцаха. Следовательно, рано или поздно армянская сторона должна отказаться от них.
Границы Республики Арцах сложились в результате отражения двух агрессий Азербайджана, и это факт, с которым рано или поздно придется смириться Баку, – констатировал Артур Григорян. – Что последует за такой позицией армянской стороны? Арцахская граница укреплена так, что вероятность успешного исхода боевых действий Азербайджана ничтожна. Поэтому максимум, чего следует ожидать, – так это повторения апрельского сценария 2016 года, то есть боевые действия с привлечением ограниченных сил и средств. В случае же, если Азербайджан получит южные районы Республики Арцах, кратно возрастет потенциал военной агрессии и уж тогда широкомасштабная война станет неизбежной. При этом мишенью агрессии станет не только Арцах, но и Сюник. Ведь стратегической целью Анкары и Баку было, есть и будет стремление «пробить коридор и территориально соединиться путем оккупации Сюника…»
По словам Григоряна, суровая реальность такова, что конфликт будет длиться очень и очень долго, но мы, армянское общество, должны адаптироваться к этим условиям и воспринимать их как неизбежность.
«Внешняя угроза должна стать стимулом для успешной организации государственности», – подчеркнул А.Григорян.